"В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить!" Сократ
ОЛИМПИАДЫ И КОНКУРСЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Добро пожаловать на наш сайт!

Конкурс не выбран
0
Главная » Статьи » Среднее образование



Современные направления обучения

 

Современные подходы к образованию1. По основанию непосредственности (опосредованности) взаимодействия обучающего и обучающегося могут быть выделены формы контактного и дистанционного обучения. К первой форме относятся все традиционно разрабатываемые направления обучения, ко второй – создаваемое в настоящее время обучение «на расстоянии» при помощи специальных взаимодействующих на входе и выходе технических средств.

2. По основанию принципа сознательности (интуитивизма) выделяется обучение, соотносимое с характером освоения опыта. Это, например, интуитивное освоение ребенком родного языка, определенное Л.С.Выготским как путь «снизу-вверх» (сюда относится и возникшее в середине 60-х годов суггестопедическое направление Г.К.Лозанова), и обучение, основанное на принципе сознательности.

3. По основанию наличия управления образовательным процессом обучения может быть разделено на а) не основывающееся на нем (например, традиционное обучение) и б) рассматривающее управление в качестве основного механизма усвоения (теория поэтапного формирования умственных действий, программированное, алгоритмизированное обучение).

4. По основанию взаимосвязи образования и культуры могут быть разграничены: а) обучение, основой которого является проекция образа культуры в образовании и формирования проектной деятельности обучающихся (теории проектного обучения), и б) обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе (традиционное обучение).

5. По основанию связи обучения с будущей деятельностью может быть выделено знаково-контекстное, или контекстное, обучение (А.А.Вербицкий) и традиционное обучение внеконтекстного типа.

6. По основанию способа организации обучения выделяются обучения, включающие активные формы и методы, и традиционное (информационное, сообщающее) обучение. В соответствии с названными образованиями традиционное обучение может быть охарактеризовано как контактное (может быть и дистанционным), сообщающее, основанное на принципе сознательности (осознание самого предмета освоения – знания), целенаправленно неуправляемое, построенное НПО дисциплинарно-предметному принципу, внеконтекстное ( в системе высшего образования – без целенаправленного моделирования будущей профессиональной деятельности в процессе учебной).

 

Определение Н.Ф.Талызиной традиционного обучения как информационно-сообщающего, догматического, пассивного отображает все названные выше характеристики. При этом необходимо подчеркнуть, что это констатирующее определение, а не оценочное по типу «хорошо» - «плохо». Традиционное обучение содержит все основные предпосылки и условия освоения знания, эффективная реализация которых определяется множеством факторов, в частности индивидуально-психологическими особенностями обучающихся.

 

В образовании наряду с традиционным обучением сформировались и другие направления: проблемное обучение; программированное обучение; обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина); алгоритмизированное обучение (Л.Н,Ланда); развивающее обучение по знаково-контекстному типу (А.А.Вербицкий), проектное обучение и др.

В настоящее время, как подчеркивает В.Оконь, обучение есть многосторонний процесс, включающий разные элементы различных его направлений. Эта многосторонность обучения позволяет использовать преимущества того или иного его направления для каждой ступени образовательной системы, для каждой конкретной ситуации обучения, сообразно с возможностями и индивидуально-психологическими особенностями как обучающихся, так и самого педагога. В общем виде многосторонность обучения представлена В.Оконем совокупностями различных его составляющих: способов учения, методов преподавания и т.д. Каждая такая совокупность определяет направление обучения.

 

Способ обучения

Метод преподавания

Составные части достижения

Позиция (ученика)

Стратегия деятельности

Усвоение

Падающий

Описательные

Рецептивная

Информаци-

онная

Открытие

Проблемный

Объясняющие

Исследовательская

Проблемная

Переживание

Экспонирующий

Оценивающие

Аффективная

Эмоциональная

Деятельность

Практический

Нормативные

Активная

Оперативная

 

 Многосторонность обучения, по В.Оконю

Проблемное обучение основано на получении новых знаний обучающимися посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях. Проблемная ситуация возникает у человека, если у него есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями. Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для обучающегося в зависимости от того, какие и сколько действий для решения проблемы он осуществляет. В.А.Крутецкий предложил схему уровней проблемности обучения в сопоставлении с традиционным на основании разделения действий учителя и ученика.

 

 

Уровень

Количество звеньев, сохраняемых за учителем

Количество звеньев, передаваемых ученику

Что делает учитель

Что делает ученик

 

 

0

(традиционный)

 

 

3

 

 

-

Ставит проблему, формулирует ее, решает проблему

 

Запоминает решение проблемы

 

I

 

2

 

1

Ставит проблему, формулирует ее

 

Решает проблему

 

 

II

 

 

1

 

 

2

 

Ставит проблему

Формулирует проблему, решает проблему

 

 

III

 

 

-    

 

 

3

Проводит общую организацию, контроль и умелое руководство

Осознает проблему, формулирует ее, решает проблему

 

 

 

Cхема уровней проблемности обучения, по В.А.Крутецкому

 

Возникновение программированного обучения связано с именем Б.Ф.Скиннера, который в 1954 г. Призвал педагогическую общественность повысить эффективность преподавания за счет управления этим процессом. В основе программированного обучения лежат общие и частные дидактические принципы последовательности, доступности, систематичности, самостоятельности. Различают три основные формы программирования: линейное, разветвленное, и смешанное. В основе хронологически первой формы программирования – линейной, по Б.Ф.Скиннеру, лежит бихевиористское понимание научения как установление связи между стимулом и реакцией. Как свидетельствует В.Оконь, линейная программа, в понимании Скиннера, характеризуется следующим:

- дидактический материал делится на незначительные дозы, называемые шагами;

- вопросы и пробелы, содержащиеся в отдельных рамках программы, не должны быть очень трудными;

- учащиеся сами дают ответы на вопросы и заполняют пробелы, привлекая для этого необходимую информацию; - в ходе обучения учащихся сразу же информируют, правильны или ошибочны их ответы;

- все обучающиеся проходят по очереди все рамки программы, но каждый делает это в удобном для него темпе;

- значительное в начале программы число указаний, облегчающих получение ответа, постепенно ограничивается;

- во избежание механического запоминания информации одна и та же мысль повторяется в различных вариантах в нескольких рамках программы.

 

Источник: biznes-kopilka.com

 

Разветвленное программирование (Н.Кроундер) отличается от линейного множественностью (и многократностью) выбора шага. Оно ориентировано нее столько на безошибочность действия, сколько на уяснение учителем (да и самим обучающимся) причины, которая может вызвать ошибку. Соответственно разветвленное программирование требует умственного усилия от обучающегося, по сути, оно является «управлением процессом мышления».

Вам понравился материал? Пожалуйста, поставьте свою оценку.

На страницах блога saytostroi.ru, вы узнаете Как сделать сайт валидным — чистка кода.

Категория: Среднее образование | Добавил: Obrazovanie (24.09.2016)
Просмотров: 420 | Теги: школа, образование | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar